Более шестидесяти лет спустя последнего документированного наблюдения, экспедиционная группа снова обнаружила удивительное яйцекладущее млекопитающее в одном из самых малоисследованных регионов мира. Это животное, получившее имя «Длинноклювая ехидна Аттенборо» в честь известного телеведущего сэра Дэвида Аттенборо, впервые было замечено на фотографиях и видеозаписях, полученных с помощью удаленных камер, размещенных в горах Циклопов в индонезийской провинции Папуа.
Помимо повторного открытия ехидны, экспедиция проводится в сотрудничестве между Оксфордским университетом, индонезийской неправительственной организацией Yayasan Pelayanan Papua Nenda (YAPPENDA), Университетом Сендераваси (UNCEN), Папуа BBKSDA и Национальным агентством исследований и инноваций Индонезии (BRIN), Re :Wild — сделал много других замечательных находок. В их число входили медоед Майра, птица, потерянная для науки с 2008 года; совершенно новый род древесных креветок; бесчисленное множество новых видов насекомых; и ранее неизвестная система пещер. И это несмотря на трудности, создаваемые крайне негостеприимной местностью, включая ядовитых животных, кровососущих пиявок, малярию, землетрясения и изнуряющую жару.
Одно из самых необычных млекопитающих в мире наконец попало на пленку
Длинноклювая ехидна Аттенборо, зарегистрированная наукой только один раз в 1961 году, представляет собой однопроходное животное: эволюционно обособленную группу млекопитающих, откладывающих яйца, в которую входит утконос. Этот вид ехидн настолько особенный, потому что это один из пяти оставшихся видов однопроходных, единственных хранителей этой замечательной ветви древа жизни. Ехидн, как известно, трудно найти, поскольку они ведут ночной образ жизни, живут в норах и, как правило, очень пугливы. Длинноклювая ехидна Аттенборо никогда не встречалась нигде за пределами гор Циклопов и в настоящее время классифицируется как находящаяся под угрозой исчезновения в Красном списке видов, находящихся под угрозой исчезновения МСОП.
Чтобы обеспечить себе наилучшие шансы найти его, команда задействовала более 80 камер, совершив несколько восхождений на горы и поднявшись при этом на высоту более 11 000 метров (больше, чем высота Эвереста). Почти за все четыре недели, которые команда провела в лесу, камеры не зафиксировали никаких признаков присутствия ехидны. В последний день, когда на последней карте памяти остались последние изображения, команда получила снимки неуловимого млекопитающего — первые в истории фотографии ехидны Аттенборо. Идентификация вида была позже подтверждена профессором Кристофером Хелгеном, маммологом, главным научным сотрудником и директором Австралийского музейного научно-исследовательского института (AMRI).
Доктор Джеймс Кемптон, биолог из Оксфордского университета, который задумал и возглавил экспедицию, сказал: «У длинноклювой ехидны Аттенборо есть шипы ежа, морда муравьеда и лапы крота. Из-за своей гибридной внешности он делит свое имя с существом из греческой мифологии, наполовину человеком, наполовину змеей. Причина, по которой он так непохож на других млекопитающих, заключается в том, что он принадлежит к однопроходным — группе яйцекладущих особей, которая отделилась от остальной части древа жизни млекопитающих около 200 миллионов лет назад».
«Это открытие является результатом большой кропотливой работы и планирования, продолжавшегося более трех с половиной лет», — добавил он. «Основная причина нашего успеха заключается в том, что с помощью YAPPENDA мы потратили годы на построение отношений с сообществом Йонгсу Сапари, деревни на северном побережье Циклоповых гор. Доверие между нами было основой нашего успеха, потому что они поделились с нами знаниями о том, как ориентироваться в этих коварных горах, и даже позволили нам исследовать земли, которые никогда раньше не ощущали ступней человеческих ног».
Сокровищница открытий
Помимо поисков ехидны, экспедиция провела первую комплексную оценку жизни беспозвоночных, рептилий, амфибий и млекопитающих в горах Циклопов. При поддержке местных гидов экспедиционной команды учёным удалось создать в самом сердце джунглей импровизированные лаборатории со скамейками и столами, сделанными из лесных ветвей и лоз.
Объединив научные методы с опытом и знаниями членов папуасской команды о лесу, команда сделала множество новых открытий. В их число вошли несколько десятков видов насекомых, совершенно новых для науки, а также повторное открытие медоеда Майра ( Ptiloprora mayri ), птицы, потерянной для науки с 2008 года и названной в честь знаменитого биолога-эволюциониста Эрнста Майра.
Необычной находкой стал совершенно новый род наземных и древесных креветок. «Мы были весьма шокированы, обнаружив эту креветку в сердце леса, потому что она представляет собой примечательное отличие от типичной морской среды обитания этих животных», — сказал доктор Леонидас-Романос Давраноглу (стипендиат Leverhulme Trust в Музее Оксфордского университета). Естественная история), ведущий энтомолог экспедиции. «Мы считаем, что высокий уровень осадков в горах Циклопов означает, что влажность достаточно велика, чтобы эти существа могли жить исключительно на суше».
Команда также обнаружила в ранее неизведанной системе пещер сокровищницу подземных видов, в том числе слепых пауков, слепых жнецов и скорпионов-кнутов, новых для науки. Это удивительное открытие было сделано на одной из священных вершин над Йонгсу Сапари, где команде было дано специальное разрешение на проведение исследований. Люди сюда редко ходят, и поразительная система пещер была случайно обнаружена, когда один из членов команды провалился через покрытый мхом вход.
«Красивая, но опасная земля»
В основе этих открытий лежали чрезвычайно сложные, а порой и опасные для жизни условия. Во время одной из поездок в систему пещер внезапное землетрясение вынудило команду эвакуироваться. Доктор Давраноглу сломал руку в двух местах, один из участников заразился малярией, а другому на полтора дня прикрепили к глазу пиявку, прежде чем ее наконец удалили в больнице. На протяжении всей экспедиции участники подвергались укусам комаров и клещей, а также постоянно подвергались опасности со стороны ядовитых змей и пауков. Продвижение по джунглям было медленным и утомительным процессом: иногда команде приходилось прокладывать тропы там, где раньше никогда не бывал человек.
«Хотя некоторые могут описать Циклопа как «Зеленый ад», я думаю, что пейзаж волшебный, одновременно чарующий и опасный, как что-то из книги Толкина», — сказал доктор Кемптон. «В такой обстановке дух товарищества между участниками экспедиции был фантастическим, и каждый помогал поддерживать боевой дух. Вечером мы обменивались историями у костра, все время окруженные уханьем и лягушачьим писком».
Непреходящее наследие
Новое открытие ехидны — это только начало миссии экспедиции. Длинноклювая ехидна Аттенборо — главное животное Циклоповых гор и символ необычайного биоразнообразия. Команда надеется, что ее повторное открытие поможет привлечь внимание к потребностям сохранения циклопов и индонезийской Новой Гвинеи в целом, и они намерены поддерживать долгосрочный мониторинг ехидны. Ключом к этой работе является НПО YAPPENDA, миссия которой заключается в защите природной среды Индонезийской Новой Гвинеи путем расширения прав и возможностей коренных папуасов. В составе экспедиционной команды члены YAPPENDA помогли обучить шестерых студентов UNCEN исследованиям биоразнообразия и фотосъемке во время экспедиции.
Доктор Давраноглу сказал: «Тропические леса являются одними из наиболее важных и находящихся под наибольшей угрозой наземных экосистем. Наш долг – поддерживать наших коллег на передовой путем обмена знаниями, навыками и оборудованием».
Поскольку команда отсортировала лишь часть материала, собранного в ходе экспедиции, они ожидают, что в ближайшие месяцы появится еще больше новых видов. Мы намерены назвать многие из них в честь папуасских участников экспедиции.
Помимо образцов животных, команда также собрала более 75 кг образцов горных пород для геологического анализа, которым руководил главный геолог экспедиции Макс Уэбб из Университета Ройал Холлоуэй в Лондоне. Это может помочь ответить на многие вопросы о том, как и когда первоначально образовались горы Циклопов. Считается, что горы образовались, когда островная дуга в Тихом океане столкнулась с материковой частью Новой Гвинеи около 10 миллионов лет назад. В сочетании с биологическими открытиями эта геологическая работа поможет команде понять, как возникло необычайное биоразнообразие циклопов.
О длинноклювой ехидне Аттенборо:
Известно , что длинноклювая ехидна Аттенборо, Zaglossus attenboroughi, не обитает за пределами гор Циклопов, и у биологов до сих пор остается много вопросов без ответа о ее среде обитания и экологии.
Длинноклювая ехидна Аттенборо — это вид EDGE: вид, находящийся под угрозой исчезновения, у которого мало близких родственников на эволюционном древе жизни. Они развивались независимо от других млекопитающих около 200 миллионов лет.
Ехидна имеет культурное значение для народа Ёнсу Сапари, который на протяжении восемнадцати поколений жил на северных склонах гор Циклопов. Когда внутри сообщества возникает конфликт, а не борьба, существует традиция, согласно которой одна сторона отправляется в Циклоп на поиски ехидны, а другая сторона отправляется в океан в поисках марлина. Оба существа было настолько трудно найти, что зачастую на их обнаружение уходили десятилетия или целое поколение, но однажды найденные животные символизировали окончание конфликта и возвращение к гармоничным отношениям в деревне.
Ехидна была научно зафиксирована только один раз, когда она была обнаружена Питером ван Ройеном — голландским ботаником — в 1961 году. С тех пор она была известна только по сообщениям о наблюдениях сообщества Йонгсу Сапари и косвенным признакам во время до- работы экспедиции в 2022 году. Эти признаки, также наблюдавшиеся во время экспедиции, включали «тычки носом» — дыры в земле, оставленные ехиднами после того, как они использовали свою длинную, слегка изогнутую морду для поиска подземных беспозвоночных.
Об экспедиции:
Экспедицию впервые предложил в 2019 году Джеймс Кемптон.
В число ученых, тесно сотрудничавших в экспедиции, входят доктор Джеймс Кемптон (Оксфордский университет), доктор Леонидас-Романос Давраноглу (Музей естественной истории Оксфордского университета), Мадлен Фут (Оксфордский университет), доктор Эндрю Тилкер (Re:wild, Институт Лейбница). Исследования зоопарков и дикой природы), д-р Аттила Балаж (Университет Менделя) и д-р Макс Уэбб (Роял Холлоуэй, Лондонский университет).
В число членов команды и партнеров Университета Сендераваси (UNCEN) входят доктор Суриани Сурбакти, Гисон Мориб и Херон Яндо.
В число членов команды и сотрудников индонезийской неправительственной организации Yayasan Pelayanan Papua Nenda (YAPPENDA) входят соучредители Иэн и Малкольм Кобак, а также Яли Кобак, Сампари Кобак, Эзра Даниэль, Рубен Пенгу, Мелиас Хелука, Юанис Ялак и Сили Ялак.
Команда получила разрешения от Папуа BBKSDA и BRIN. Им также было предоставлено разрешение от общины Ёнсу Сапари на проведение исследований и сбор образцов на их земле во время экспедиции.
Это новое открытие стало возможным отчасти благодаря щедрой поддержке Мертон-колледжа Оксфорда, Королевского географического общества, Общества научных исследований, Re:wild, Королевского университета Холлоуэй, Оксфордского университета, Reconyx, а также частных пожертвований Дерека Уильямса и Криса Пери. и другие щедрые люди.
О горах Циклопов:
Горы Циклопов — один из самых негостеприимных регионов в мире: суровые, крутые и опасные, их высота варьируется от уровня моря до 1970 метров. Над ними доминируют две главные вершины — Гунунг Рара и Гунунг Дафонсоро. Проплывая десять лиг от северного побережья хребта в 1768 году, барон Луи де Бугенвиль заметил «ле двух циклопов», от которого горы получили свое название.
Горы Циклопов являются ключевым районом биоразнообразия, а это означает, что они имеют решающее значение для сохранения биоразнообразия и общего состояния здоровья планеты.
Сообщество Ёнсу Сапари проживает в этом регионе на протяжении восемнадцати поколений и считает эту землю священной. Они верят, что им управляет женский дух, который может принимать форму древесного кенгуру.
По материалам: ox.ac.uk
Такие находки подчеркивают значение научных экспедиций в отдаленных и малоизвестных регионах для расширения нашего знания о биологическом разнообразии и экосистемах. Важно отметить, что эти исследования требуют сил и ресурсов, учитывая трудности и опасности, связанные с природой местности.